Нефтегазовые месторождения объединяют государство и бизнес в развитии Арктики

Выставляемые на аукцион на месторождения Арктики с приоритетом загрузки СМП дадут мощный вклад в развитие региона и перспективного торгового маршрута. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал эксперт по энергетике Алексей Анпилогов.

Нефтегазовые месторождения объединяют государство и бизнес в развитии Арктики

Минприроды России дополнительно проработало вопрос лицензирования участков недр, включающих Ушаковское, Дерябинское и Казанцевское месторождения. Это три месторождения в Красноярском крае, которые единым кластером выставят на аукцион – победитель получит право на разведку и разработку нефтегазовых залежей, общим запасом 128 млрд кубометров. Однако в рамках аукциона российские ведомства выдвигают одно условие.

В частности, Минприроды, антимонопольная служба и «Росатом» настаивают: предоставление участков недр предлагается осуществлять по итогам аукционов с единственным условием приоритетной загрузки маршрутов Северного морского пути (СМП) произведенной углеводородной продукцией. Это сообразуется с поручением президента Владимира Путина – обеспечить загрузку данного маршрута к 2025 году перевозкой 80 млн тонн грузов ежегодно.

«Если говорить об объеме в 128 млрд кубометров, то это сравнительно небольшие запасы, – отмечает Анпилогов. – Различные российские компании в разных частях страны разрабатывают залежи в триллионы кубометров. Однако в данном случае интересна модель, по которой, вероятнее всего, данные месторождения будут разрабатываться. Госкомпания «Роснефть» объединилась с частным «Норникелем» ради победы в аукционе. А это уже интересный подход.

Ведь «Норникель», как мы знаем, после экологической аварии в Норильске вынужден будет заплатить четверть прошлогодней прибыли в качестве штрафа. В такой ситуации компании выгодно делегировать кому-то добычу в рамках соглашений, чтобы уменьшить риски и сбалансировать прибыли. По сути, мы наблюдаем прецедент государственно-частного партнерства в освоении Арктики, а это наиболее успешная в рамках поставленной цели модель».

Недра принесут инвестиции в регион

Аукцион на пользование Ушаковским, Дерябинским и Казанцевским месторождениями в Красноярском крае планируется провести уже в конце августа — сентябре. Предполагается, что Ушаковское месторождение также станет ресурсной базой для снабжения газом Норильского района – об этом говорил глава Минприроды Дмитрий Кобылкин. В целом же комплекс месторождений будет осваиваться для получения сжиженного природного газа (СПГ).

Нефтегазовые месторождения объединяют государство и бизнес в развитии Арктики

По официальным данным, к 2030 году потребность в газе Норильского района вырастет с текущих 3 млрд кубометров в год, которые добывает «Норильскгазпром», до 4,5 млрд. Даже при уровне добычи в 8 млрд кубометров в год ресурсов действующих месторождений может не хватить, что спровоцирует дефицит газа в Норильске уже к 2038 году. Таким образом, ввод новых месторождений не только помогут в освоении Арктики, но и обеспечат на десятилетия вперед энергоресурсами местных жителей.

«Современная добыча углеводородов – это не просто бурение скважины, из которой ключом бьют нефть и газ. Это сложная система инвестиций, масштабная инженерная работа и создание огромной инфраструктуры. Именно так в России в свое время появились Тюмень, Новый Уренгой и ряд других городов. Масштабное освоение месторождений требует строительства дорог, мест размещения людей, баз для техники и ее ремонта, а также много чего еще.

Соответственно, инвестиции создают условия для многолетнего комфортного использования месторождений, проживания людей. Поскольку курс взят на развитие Арктики, то разработка месторождений с ее мощными вложениями для этого самый быстрый путь. Только если во времена СССР все процессы от строительства городов до продажи добытых ископаемых контролировало государство, то теперь это будут делать государственно-частные консорциумы крупных компаний», — подчеркивает Анпилогов.

СМП даст новые возможности России

«Норникель» и «Роснефть» уже объявили, что их устраивает обязательство осуществлять транспортировку газа по Северному морскому пути с использованием судов ледового класса российской постройки. СМП — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком вдоль северного побережья РФ. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана.

Нефтегазовые месторождения объединяют государство и бизнес в развитии Арктики

Длина Севморпути от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5,6 тысячи км. Расстояние от Петербурга до Владивостока по нему составляет свыше 14 тысяч км. Для сравнения, через Суэцкий канал — свыше 23 тысяч км. СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири — ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых. Предполагается, что с изменением климата этот маршрут будет все более доступен и востребован в мире.

«Не зря условием разработки месторождений ставится обязательная загрузка Северного морского пути – за этим маршрутом будущее России. Он уже активно развивается – в программу входит постройка современных ледоколов и обеспечение загрузки маршрута товаропотоками. И с годами климатические изменения будут только повышать значимость маршрута – сейчас период активной навигации продолжается 3-4 месяца, в перспективе он дойдет до 8 месяцев.

А современные ледоколы идут сквозь арктические льды со скоростью 12 узлов – на такой же передвигаются крупные торговые танкеры. СМП куда выгоднее перевалки через Суэцкий канал и вдвое короче пути через Мыс Доброй Надежды, то есть африканского маршрута. Мало кто заметил, что на прошлой неделе Россия поставила первый танкер СПГ в Японию восточным арктическим маршрутом – это своего рода очередной этап в освоении Севморпути.

Со временем этот путь станет приоритетным для многих поставок, Россия же будет обеспечивать ледокольную проводку судов и немало на этом зарабатывать. По аналогии с тем, как сейчас мы предоставляем сибирский воздушный коридор в аренду для пролета самолетам транс-евразийским маршрутом. То есть Северный морской путь – это будущее экономики и логистики России», — заключает Алексей Анпилогов.

Автор:
Максим Бут

Источник:rueconomics.ru