Чтобы механизм защиты аграрных рисков был работающим и эффективным, требуется объединение страховых ёмкостей и внедрение дополнительных состраховочных, перестраховочных или иных механизмов.
«Расширенная система агрострахования, на создание которой направлены подготовленные Минсельхозом России и обсуждаемые с агростраховым сообществом изменения в законодательство, при охвате посевных площадей до 30-40% должна выдерживать нагрузку выплат на уровне не менее 25 млрд рублей в год. Вопрос о том, какие финансовые механизмы должны поддерживать долгосрочную стабильность системы, сейчас является главным, от него будет зависеть активность страховых компаний по отношению к возможности участия в этой расширенной системе», — заявил президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов, комментируя итоги интенсивных консультаций по обсуждению законопроекта с членами НСА.
«Подобная нагрузка не под силу одной или даже нескольким страховым компаниям. Для сравнения, хотя в целом страховщики России в 2019 году выплатили по всем видам имущественного страхования более 175 млрд рублей, объем выплат, совершенных одной страховой компанией, не превысил за год 26,5 млрд рублей. Для того чтобы механизм защиты аграрных рисков был работающим и эффективным, требуется объединение страховых ёмкостей и внедрение дополнительных состраховочных, перестраховочных или иных гарантийных механизмов. В странах с широким охватом агросектора страховой защитой эта задача была решена, варианты решений существуют и страховщики предлагают их к внедрению в нашей системе», — подчеркнул Корней Биждов.
Проект закона о внесении изменений в Закон №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…» опубликован Минсельхозом России для экспертного обсуждения на портале правовой официальной информации в конце июля. Согласно документу, им предусмотрены нововведения:
- введение страхования по упрощенной схеме риска потери сельхозкультур от чрезвычайных ситуаций (при этом возможность застраховать урожай по существующей мультирисквой системе будет сохранена);
- повышение уровня субсидирования государством расходов малого и среднего фермерства до 80% от страховой премии (сейчас государство оплачивает до 50% стоимости страхового полиса);
- создание механизма включения в систему агрострахования дополнительных программ страхования для соответствия запросам отдельных направлений сельхозпроизводства или внедрения инноваций.
Эти изменения предполагается реализовать на базе действующей системы агрострахования, в дополнение к уже существующим механизмам и страховым программам, основанным на работе единого объединения агростраховщиков.
По оценке НСА, данные изменения, с учетом обсуждаемых совместно с Минсельхозом России мер стимулирования и увеличения объемов субсидирования, могут привести к достижению результатов:
- охвату посевов страхованием на уровне не менее 30-35% от посевных площадей (в 2019-м году – 6%);
- распространению страховой защиты на малые и средние хозяйства;
- перенесению основной нагрузки по компенсациям потерь от ЧС на систему агрострахования;
- организации системной страховой защиты отдельных подотраслей АПК за счет ускорения внедрения страховых новаций (например, индексного страхования, страхования качества плодов и др.).
По данным НСА и Банка России, объем рынка агрострахования в 2019 г. оценивался в 5,6 млрд р. страховой премии, из которых 4,4 млрд р. поступило по договорам, заключенным на условиях господдержки.
Источник: asn-news.ru